Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
А хотите я расскажу Вам о том, насколько могут быть кривыми руки? И не чьи-то, а свои собственные
и к чему может привести спешка и "замыленный" глаз!
В предыдущей записи я упомянул о том, что безуспешно перебрал свою гидравлическую рейку TRW, поэтому долгое время не решался писать отчет о таком ремонте... Но, может, кому-то все же пригодится сам порядок действий...
Начну с предистории: еще с первого момента покупки автомобиля мне казалось, что в рулевой присутствует небольшой люфт, но на тот момент все списал на выработку в карданчиках, хреновую резину и прочие непричастные факторы... После долгого стояния автомобиля во время проведения капиталки система ГУР была практически полностью осушена и на самом авто из всей системы присутствовала только рейка и "радиатор". Потом все было собрано в единое целое и залита новая жидкость Dextron II. Но рейка начала подтекать, не сильно, но начала... Как мне казалось, подтекание происходило когда руль выворачивался в крайнее левое положение и подтекание шло только в эту сторону... Потом сорванная шпонка и снова длительная стоянка автомобиля, но вот пока ГБЦ снята, есть реальный шанс добраться до рейки (без ямы это тяжело) и попробовать её отремонтировать, для чего и был заказан ремкомплект и новые рулевые наконечники.
Приколы начались с самого начала, левый рулевой наконечник ну ни под каким предлогом не хотел покидать своего посадочного места... Я его и съемником и матом и кувалдой, кое-как снял, погнув съемник и резьбу на наконечнике:
Потом не захотели выкручиваться задние болты крепления и тихо хрукнув, тупо обломались... Но рейка все же была извлечена на свет божий и готова к экзекуции.
Для разборки рейки были привлечены не только ВД-шка и несколько раздвижных, разводных, рожковых ключей, но и некоторое количество усилителей "а-ля труба" различной длины и диаметров, а также мелкий подножный инструмент. Зажав разводным ключом сам наконечник и посадив на контргайку мощный рожковый ключ, усиленный полуметровой трубой мне удалось "расконтрить" гайку. Дальше все уже откручивалось от руки.
Сняв наконечники и пыльники были демонтированы рулевые тяги. Вот здесь тоже есть пара подводных камней - с левой стороны шаровый механизм имеет "посадочное" место для ключа, а с правой стороны нет. С правой стороны использовались только разводные и раздвижные ключи, но очень аккуратно, чтобы ничего не повредить!
Левая сторона:
Правая сторона (на заднем фоне ремкомплект с номером):
Затем с правой стороны необходимо снять фторопластовую заглушку со стопорным кольцом. Мне удалось это сделать сначала поддев кончик стопорного кольца шлицевой отверткой, а потом, используя загнутые разжимки, вывернуть кольцо окончательно из посадочного места. Фторопластовое кольцо после этого спокойно снимается (у меня снялось сразу с правым сальником).
А дальше начались приключения, чуть не приведшие к моему нервному срыву
Далее нужно было снять "рулевой" вал (не знаю как правильно его обозвать), который через несколько карданчиков и тяг соединяется с рулем
Начинаем разборку: с обратной стороны откручиваем 2 болтика заглушки под которой стоит пластиковый прижим с пружинкой, сверху вынимаем пластиковый защитный пыльник, под ним стопорное кольцо, которое также нужно демонтировать. Под стопором сальник... Ни сальник, ни целиком вал у меня не получалось ни при каких обстоятельствах... Консультируясь с одним из знакомых, он говорил, что по идее, сняв стопор, вал должен выйти, но разбирал он рейку давно и, возможно, что-то запамятовал... Два дня я и уговаривал этот треклятый вал и угрожал ему, а он ни в какую... Пока мне не подсказали обратиться к еще одному знакомому, который и выдал: "Мозг не насилуй! С обратной стороны под заглушкой гайка, пока её не открутишь кина не будет". Долго я смотрел на эту заглушку и казалась она мне запресованной в корпус по самые помидоры, а нет... Просверлив небольшое отверстие и поддев заглушку шилом, свету Божьему предстала та самая гайка, открутив которую мне удалось вынуть рулевой вал и затем демонтировать рейку.
Пыльник:
Заглушка:
Демонтаж и гайка:
Так как правый сальник рейки уже был демонтирован, то оставалось достать левый. Т.к. он находится в "глубине", то сделать это пришлось используя длинную "выколотку", аккуратно обстукивая по диаметру сальника. По большому счету мне нужно было только повернуть сальник на 90 градусов по вертикальной оси, а затем я его спокойно достал спицей. За сальником обнаружилось еще одно фторопластовое кольцо, которое было тем же методом.
Ниже показано где примерно и что располагается на рейке:
Заменить сальники на новые оказалось еще проще - новый левый сальник и кольцо я одел на рейку и аккуратно вставил на своё место, тем самым использовав рейку как направляющую и своеобразный молоток
Вернемся к рулевому валу. На нем имеется несколько фторопластовых колец, стопорное кольцо и сальник. Как поменять колечки, я так и не понял, поэтому оставил старые. Стопорное кольцо почему-то находилось не на своем посадочном месте, а ниже, пришлось вернуть его назад. А что касается сальника, то это отдельная эпопея! Заводской сальник стоит в корпусе, демонтировать его можно, но как на его место поставить новый я не придумал, поэтому старый сальник оставил на месте, а новый одел снизу вала. Вал при этом безпроблемно садится на своё место и вроде ничему не мешает.
Расположение компонентов: пыльник, стопор, верхний сальник, фторопластовое кольцо. Все это стоит в верхней части рулевого вала:
Сам вал: справа надет новый сальник
Возможно именно здесь я допустил ошибку, хотя не исключаю и наличие выработки на валах и в корпусах (почти 30 лет стоит), которые я начал замечать только просматривая фотографии после своего фиаско...
Тем не менее, поменяв все что можно, рейка была собрана в обратном порядке, а отверстие проделанное в заглушке было замазано холодной сваркой:
Рейка была установлена на своё место, залита свежая жидкость, а при попытке прокачать систему было обнаружено это:
А затем вот это:
Поругавшись на себя за криворукость, и понимая, что "кина не будет" мне осталось только снять ремень с насоса ГУРа и довольствоваться "обычной" рулевой рейкой.
Как оно по ощущениям? Как на 4-ке с её червяком, на месте немного трудновато крутить баранку, но по трассе этого не чувствуется. А вот в скоростных резких поворотах стала более явственно ощущаться управляемость машины. Я не знаю как это описать... Сначала появляется ощущение что никак не впишешься в поворот, но через мгновение чувствуешь как машина резко ныряет в нужную сторону и на нужный угол и остается только успеть вернуть руль обратно. Это какой-то новый для меня вид кайфа