Сообщество любителей и владельцев винтажных автомобилей итальянского производства

Альмо Бозато. Герой второго плана.

Так бывает, что с прошествием многих лет герои второго плана театра и кино забываются. Действующие же лица, оставшиеся за кадрами хроники автоспорта, такие как инженеры и механики, могут быть не только забыты даже поклонниками этого вида спорта, но и их заслуги могут быть экспроприированы в счёт более ярких коллег! Именно так и произошло с видным инженером и мехиником из города Турина - Альмо Бозато, основателем частной мастерской Bosato.

Если речь заходит о человеке, то несомненно статью нужно начинать с банальных биографических данных: дата и место рождения, где учился, а где "пригодился". Но к моменту подготовки этого текста выудить из интернетов эти факты не удалось. Надеюсь, что удатся найти необходимую информацию и статья будет дополнена в будущем. Что ж, а пока переходим к основной части его жизни - создание гоночных автомобилей!

Успех и слава (в узких кругах) к нему пришли тогда, когда подготовленные им Lancia Aurelia B20 заняли первые три места в легендарной гонке Targa Florio 1952го года! Про эти машины в итальянских источниках применяют тезис "фантастические характеристики" (le mitiche specifiche). Далее было более тесное сотрудничество с командой “HF squadra corse” (заводской командой марки Lancia), через его руки и руки его сотрудников прошли такие Лянчи как: Appia Sport, Flaminia coupe, Flavia coupe, а также некоторые Fulvia HF. И так вплоть до восьмиклапанных Lancia Beta gr.4 на которых ставились первые эксперименты по внедрению систем впрыска топлива!

Непосредственные отношения с командой были минимизированы с конца 1964г. после смерти его лучшего друга и пилота команды Piero Frescobaldi за рулём Lancia Flavia Sport Zagato на трассе Спа-Франкоршам во время гонки "24 часа СПА". Трудно сказать почему именно этот инцидент стал причиной его отказа от постройки гоночных автомобилей Lancia для этой команды. Отношения между ними продолжились, но ограничились поставками форсированных двигателей.

Но работы его мастерской никогда не ограничивались одной маркой и заказы принимались без оглядки на брэнд. Одним из примичательных примеров - гоночные Alfa Romeo Giulietta (первой серии), а в последущие годы и Alfa Romeo Giulia для частных заказчиков. Во второй половине 60-х с версии TI Super (1.6 литра) удавалось реализовать порядка 140л.с. и это в ограниченных условиях технического регламента, который был весьма строг.
Одна из Giulietta TI его постройки была реставрирована в Англии несколько лет назад и сейчас успешно соревнуется в исторических гонках. И её можно увидеть на легендарной трассе GoodWood и других мероприятих подобного толка.

На этой гонке Геофф Гордон, владелец и гонщик этой машины, занял второе место в абсолюте:


Следующим поворотным этапом в его карьере стало сотрудничество с инженером Джованни Скуазинни в рамках контракта с компанией FIAT, в результате которого появилась спортивная версия Fiat 124 Sport Spider для частных команд. Эта коллаборация явилась результатом опасений компании, которая решила избежать возможных репутационных издережек при выводе новой машины в мировое ралли и сперва решила опробовать их новую платформу "124" без официального участия марки. Эксперимент удался, именно в версии кабриолет машина оказалось более выйгрышна по сотношению масса/жесткость, что, как правило, не характерно. Параллельно этому компания Fiat уже вела переговоры о покупке легендарного предприятия Abarth. И далее именно Abarth стал производить гоночную версию Fiat 124 Spider для заводской команды.



Работа по доработке этого Фиата, а главное опыт, полученный при этом, сразу привлёк к мастерской Бозато и другие команды, выступающие на Фиатах и машинах, созданных на их основе! В те годы FIAT активно сотрудничал со странами "восточного блока". Одними из их партнёров была Польша (завод FSO), получившая лицензии на производство Fiat 125 и Fiat 126. Автомобиль Fiat 125 в польской версии получил дополнительную букву "P" в название, став 125p. Но всместе с этим обрёл архаичный "нижневальный" мотор от снятого с производства Fiat 1300/1500, который к тому моменту был уже предельно неконкурентоспособным в международных состязаниях. По контракту 1973г. фирма Бозато начала поставки доработанных до уровня только возникшего международного чемпионата по ралли WRC легендарных "твинкам"-моторов от "свежайшего" Fiat 132. Их выбор пал на Бозато не случайно, т.к. он был в первую очередь двигателист, а им был нужен именно конкурентый мотор!
Успехи на ралли Монте Карло и Акрополис стали основанием для создания ограниченных версий (около 500экземпляров) для дорожного пользования Fiat 125p Monte Carlo и Fiat 125p Acropolis с мотороми "твинкам" 1.6л. и 1.8л. соответственно.


В первой половине 70-х годов активно развивался автоспорт в СССР, а после ввода в эксплуатацию завода АвтоВАЗ в руки советских спортсменов стали поступать более перспективные, в сравнении с Москвичами, Лады первой серии. К тому моменту опыт международных соревнований и общий рост технического уровня и популярности авторалли заставил задуматься о необходимости профессиональной подготовки техники. Было принято решение искать подрядчиков для создания прототипа за рубежом, тем более, что компания Castrol предлагала свою финансовую помощь и помощь в посредничестве. Выбор был между английской фирмой Piper и итальянской Bosato. Остановились на туринской Бозато, руководствуюсь их свежим опытом с идентичной платформой автомобиля и непосредственной близостью к заводу-изготовителю (фирма ФИАТ также базируется г. Турин). В первую очередь машина получила доработанный вазовский мотор, выдававший 140л.с. с объема 1.6л., во вторую - снижение массы автомобиля и улучшение аэродинамики за счет установки пластикового обвеса. Интересный момент, что сзади автомобиль получил вентиляционные отверстия для охлаждения тормозов, намекающие на установленные дисковые тормоза задней оси, как на итальянском собрате. Характерно, что форма задних расширителей Lada 1600 Стасиса Брундзы (гонщик сборной СССР и руководитель VFTS) имеют рудементарные выштамповки под вентиляционные решетки, но самих отверстий не наблюдается, т.к. от задних дисковых тормозов всё-таки отказались.

........

Наиболее влиятельным человеком в руководстве сборной страны, который своим опытом понимал практичность этого выбора, стал главный тренер - Карл Владимирович Сочнов. Он продвигал вариант сотрудничества с Альмо Бозато, за что потом пришлось нести ответственность... Оговоренный срок на постройку этого автомобиля на фирме Бозато был три месяца, но белая Лада, отправленная на дороботку в Турин, в силу каких-то обстоятельств, вернулась более чем через год! Когда высшее руководство увидело в этом "злой умысел", а комиссия, созванная разобраться в этом вопросе, нашла виновных, то одним из них стал заслуженный мастер спорта по ралли Леонтий Потапчик, расчитывавший получить машину "под себя", и Карл Сочнов. Одного - дисквалифицировали, а второго вывели из состава президиума коммитета по ралли и сборной СССР.
Именно это сотрудничество с туринским мастером породило в наши "фейковые интернет дни" миф, приписывающий создание прототипа раллийной Лады, взятой за основу легендарной Lada VFTS, Карло Абарту! Ведь когда речь заходит о тюнинг ателье из Турина, занимавшиеся Фиатами, на ум сразу приходит Abarth, а о других участниках тех событий и не вспоминают или не знают вовсе. И, конечно же, миф, подкреплённый громким именем сразу же начал тиражироваться на просторах...

P.S.: Обратите внимание на разнообразность конструкций двигателей с которыми ему довелось общаться! Это и V6 на Lancia Aurelia, это и 4-х цилиндровые оппозиты Flavia, V-образные четвёрки Fulvia, алюминиевые рядные четвёрки с мокрыми гильзами Alfa Romeo, и знаменитые "твинкамы" Фиат с чугунными блоками, ставшие основой вазовской классики.

Лев Супран (LevS)