Сообщество любителей и владельцев винтажных автомобилей итальянского производства

Lancia Stratos - легенда раллии 70-х

Первым оригинальным вдохновением при создании Лянча Стратос было представлено на Туринском автосалоне "Tourin Show Car"(1970г.) в виде прототипа. Создан он был кузовным ателье Бертоне (Bertone) с заведомо известным заказчиком в лице Lancia.
Прототип получился слишком футуристичным и радикальным для своих времен, во многом это было в результате гонки за наименьшим коэффициентом лобового сопротевления. Он больше походил на автомобиль из фантастичкого фильма, чем на прототип реального автомобиля. Предполагается, что название прототипа Stratos Zero было дано, основываясь на высказывании одного из дизайнеров: "автомобиль выглядит таким образом, как-будто прямо из стратосферы!".
Изначально планировалась посадка водителя и пассажира в передней части автомобиля по центру в положении, аналогичном посадке пилотов Формулы 1 тех лет. Одним из оригинальных решений стал процесс посадки\высадки через ЛОБОВОЕ стекло, которое открывалось с передней части кузова, а далее уходило наверх над крышей (что схематически отображено на рисунке справа "схематика прототипа"). Для облегчения этого процесса руль при открывании "лобового стекла" отходил в сторону, а после окончания процесса посадки, водитель подавал его в исходное положение, тем самым приводил в действие гидравлический механизм закрытия "лобового стекла".
Лянчевский двигатель объемом 1600 кубиков был помещен в центре (за спинами) с такой компановкой хватало место и на систему охлаждения, впускной системы и даже запасного колеса.
Прототип был создан на основе трубчатой пространственной рамы, большинство навесных деталей были из стекловолокна (двери, передние и задние обшивки), остальные - металлические. Силовой агрегат и задние подвески были установлены на подрамнике.
Менеджером заводской команды Lancia в тогда был Cesare Fiorio. Его команда имела большой успех в ралли с 1966г. на Lancia Fulvia HF, но давление со стороны других заводских команд возрастало, таких как Porsche, Alpine-Renault. Внешний вид и конструктивные особенности настолько захватили его воображение, что он стал продвигать концепцию Stratos`a (rally supercar) в качестве основного автомобиля заводской команды.
Для того, чтобы мечта превратилась в реальность, и подобный автомобиль получил омологацию FIA тех лет, было необходимо произвести не менее 500 автомобилей (позднее не менее 400). Руковолство FIA была уверена в том, что этого рубежа хватит для того, чтобы сделать производство узкоспециализированных под конкретный вид спорта автомобиль слишком нерентабельным, тем самым сохранить ориентацию на комерческие автомобили, находящиеся в "свободной продаже", но и раздвигая рамки для технического совершенствования автомобилей под автоспорт, увеличивая зрелищность соревнований в целом.
Стратос стал первым "специальным" (спортивным) автомобилем, прошедший все требования руководства FIA, эта концепция в дальнейшем и послужила основой создания легендарной группы B.
Не имея ограничений в конструкции автомобиля, Cesare Fiorio, основываясь на прототипе, изменил его в сторону безкомпромиссного раллийного "суперкара", что привело его к успешним продажам частным лицам и командам. Такой технический потенциал дал возможность даже частным командам бороться за пьедестал первенства Мира по ралли. Тем более, что автомобиль получил силовой агрегат от Ferrari DINO V6, объемом 2.4л. Но этого могло бы и не произойти, т.к. Энцо Феррари мог счесть Lancia Stratos в качестве сильного конкурента и тем самым поставил бы под вопросом создание автоспортивной легенды 70-х годов, оставив его с значительно менее мощным двигателем. Но одновременно с этим стоял вопрос о снятии с производства Dino 246, и тем самым не было реальных помех для сотрудничества.
Gianpaolo Dallara, известный экс-технический директор Lamboghini, создатель таких машин как Miura, Espada и сам Marcello Gandini, шеф Бертоне тех лет, работали в команде с Cesare Fiorio над переработкой имеющегося прототипа в реальный автомобиль. Первый опытный образец появился уже в 1971г. на том же Туринском автосалоне, но настоящие дорожные испытания новой модели полным ходом велись лишь к началу 1972г. И в том же 1972г. был представлен на Туринском автосалоне, но уже доработанный, с установленным двигателем Ferrari V6 в 12-ки клапанной версии в купе с механической 5-ти ступенчатой коробкой передач (в последствии автомобиль обзавелся 24 клапанной ГБЦ для заводской команды).
В следующие несколько лет в автомобиль проходил обкатку уже в боевых режимах на гоночных трассах, но участвую в классе прототипов, помогая тем самым в подготовке "законченного продукта". Но "обкатка" проходила довольно в сложных условиях, так например, на втором опытном образце Stratos`a, пилотируемом Sandro Munari и Mario Mannucci, на гонке Tour De Corse они столкнулись с выходом из строя подвески задних колес, а далее с аналогичной проблемой, но уже на Tour De France.
Первый же успех пришел чуть позже, в 1973г. на Firestone Rally в Испании, где Sandro Munari занял первое место. Лишь месяцом позже они заняли второе место на Targa-Florio, и повторили успех в сентябре 1973г., закрепив за автомобилем статус серьезного конкурента.
Производство автомобиля началось в 1973г. и продолжилось влоть до середины 1974г. Кузова дляStratos`ов изготовливали на заводе Grugliasco (пригород Турина) фирмы Bertone, а финишная сборка осуществлялась неподалеку, на заводе Lancia.
Сведения о конкретном колличестве собранных Stratos`ов разняца, так по разным источникам цифра колеблится от 450 до 490 штук, не считая первых двух опытных образцов. Но официально заявленная цифра составляет 502 экземпляра.
После омолагации автомобиля, упех на гоночных трассах пришел очень быстро. Так сразу через несколько дней Sandro Munari подарил первую победу команде и болельщикам на ралли San Remo, что было продолжено в гонках Giro d'Italia, Rideau Lakes, Tour de Corse, третье место в British RAC Rally. Этого более чем хватило, чтобы выйграть чемпионат Мира 1974г.! И стало отличной подготовкой к следующим сезонам 1975-76г.г..
В января 1975г. первые очки в капилку команды положил опять-таки Sandro Munari на ралли Monte Carlo, эстафету взял в свои руки Bjorn Waldergaard победив на ралли Швеции и Сан-Ремо, на сложнейшем ралли Safari было взято второе (S. Munari) и третье (B. Waldergaard) места.
Самым сильным впечатлением,в RAC Rally, оставленным зрителям было выступление Bjorn Waldergaard. После отличного старта произошла поломка привода, в результате замены которого механики не уложились в отведенное время и не успели установить заднюю обшивку кузова (см. фото справа), в таком виде и продолжил соревнование B. Waldergaard став быстрейшим на 40 спецучастках из 72, но по итогам был дисквалифицирован за техническое несоответсвие (не было задних фонарей, регистрационного номера и поворотниках) к дорогам общего пользования. Так, по итогам года, команда заработала в сумме 96 очков, выйграв очередной кубок конструкторов. Далеко за ними Fiat (61очко) и Renault (60).
Год 1976 - стал самым успешным для Stratos`a, завоевав третий раз подряд кубок Мира по ралии с ошеломительным отрывом от всех остальных (112 очков, второе место за Opel с скромными 57, что почти вдвое меньше)! Результаты сами говорят за себя: первое и второе места ралли Monte Carlo; первое, второе, третье места в ралли Португалии; первое место в ралли Сицилии; первое место в ралли Giro d'Italia; первое место на ралли Корсика; четвертое на RAC Rally в Британии.
Но не только заводской команде Stratos способствовал успеху, большое колличество произведенных автомобилей попало в руки частным командам. Особым вниманием нужно отметить французскую команду Chardonnet, чей Stratos пилотировал известный гонщик Bernard Darniche, который демонстрировал превосходные результаты и после ухода заводской команды из чемпионата добившись суммарно 33 побед. Так после того, как руководство компании FIAT приняло решении о переводе раллийной программы Lancia под марку FIAT(продвигая тем самым свою новую модель Фиат 131), Bernard Darniche завоевал четверую победу на ралли Monte Carlo на Stratos`е, что является восхитительным результатом для частной команды.
В последствии выдающийся гонщик Marku Alen, смог убедить использовать заводской Stratos для участия в британских соревнованиях RAC Rally три года подрят, что позволило сохранять потенциал команды, который понадобился уже в 1981г. с появлением первого автомобиля группы B - Lancia 037. Lancia Stratos - ушел в историю в качестве легенды 70-х после ухода из ралли последних частных команд в конце 1982г.
Всего два года производства автомобиля и огромная череда лет блестящих выступлений в автоспорте в целом и в ралли в частности! Это первый специализированный автомобиль для ралли , да и, пожалуй, самый красивый. Он положил основу для принципиальной конструкции автомобилей группы B, да и по сей день имеет влияние на создателей современных раллийных болидов!
Cesaro Fiorio, чья мечта стала реальность, говорил: "With the Stratos, we had made a tremendous car, frightening other manufacturers, so that some dropped out."

Супран Л.Л. (LevS)